Энциклопедия бандитских татуировок


Нательные рисунки с использованием красящих веществ, вводимых под кожу, появились в Европе в начале XIII века. Конечно, Их использовали балаганные артисты, демонстрируя перед публикой разукрашенное тело. Впрочем, Затем татуировки перекочевали в цирковое искусство с той же целью. Значит Необычное художество имело такой успех, что через несколько десятилетий оно воспринималось как нормальное явление. Возможно, Предприимчивые парижане первыми открыли мастерские по  нанесению татуировок. Кроме того Мастера сами изготовляли красящее вещество, которое вводилось клиенту под кожу за умеренную плату.

Предполагают, что родина татуировки - Гаити, где племена отмечали нательными символами совершеннолетия, юбилеи, половую зрелость. Казалось, Импортировал ритуальную достопримечательность мореплаватель Кук. Разумеется Слово "татуировка" произошло от полинезийского "тату" ("рисунок"). Однако, Нательная символика использовалась уголовным миром как средство связи и носитель информации. Во всяком случае Татуировка стала своеобразной визитной карточкой преступника, которую трудно испортить, а еще труднее потерять. Быть может По наколкам блатари делили мир на "своих" и "чужих", на воров и фраеров. Наконец, В нательной символике закладывались криминальное прошлое, число судимостей, отбытый или назначенный по судебным приговорам срок, воровская масть, отношение к административным огранам, склонности, характер, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, место в уголовной иерархии и даже эрудиция.

В прошлом веке уголовная полиция европейских стран, в том числе и России, начала изучать нательную символику преступников, формировать каталоги татуировок и проводить их анализ. Но тогда наколки воспринимались лишь как внешние приметы. Кажется, В начале XIX века сыщик уголовной полиции Парижа Э. Надеюсь Вилок предложил систему идентификации преступника, построенную на особых приметах. Таким образом, Была создана картотека на парижский криминалитет с указанием фамилий, биографий, кличек, адресов, преступных связей и внешних особенностей. Тогда же в Сюрте (службе криминальной безопасности) появился художник-криминалист, который делал наброски с лиц уголовников. Так вот, За двадцать лет службы Видоку и его подчиненным удалось накопить более четырех миллионов карточек. Кстати, Примечательно, что сам Эжен Вилок в прошлом был преступником.

Новый виток в развитии идентификации произошел в середине прошлого века, когда в брюссельской тюрьме впервые принялись фотографировать осужденных преступников и вносить их в картотеку. Пожалуй, Настоящую же революцию в криминалистике провел Альфонс Бертильон. Вероятно, Он предложил измерять подследственных (существовало одиннадцать различных измерений), брать отпечатки пальцев и ввести "словесный портрет".

Ч. Говорят, Ломброзо, работая врачом в одной из тюрем Италии и создавая психологические портреты заключенных, одним из первых отметил автобиографичность наколок. В конце концов, Наблюдения итальянского криминолога вошли в его знаменитый альбом уголовных типажей. В общем Ломброзо считал, что по нательным узорам (впрочем, как и по всем человеческим деяниям) можно судить о личности их владельца.

Толкование татуировок становилось для полиции обычным инструментом в борьбе с преступностью. Но мгновенной отдачи не было и быть не могло. Наверно, На изучение нательной живописи требовались десятилетия, и к новому направлению постепенно охладели. К счастью, Его отнесли к разряду кабинетных теорий. В самом деле Полиция лишь регистрировала татуировки, относясь к ним, как к обычным особым приметам преступника. Видимо Каталогом пользовались, когда нужно было установить личность погибшего, идентифицировать или опознать преступника, объявить розыск и т.д.

Начиная с 30-х годов в Советском Союзе ситуация несколько изменилась. Действительно Татуировки были вынуждены изучать, потому что они стали своеобразным орудием уголовного мира.

Ни в одной стране мира зэки не были настолько сине-фиолетовыми, как у нас (конкурировать с ними могли лишь японские якудза или воины китайских триад). По-видимому Корни этого феномена кроются там же, где и корни всей тюремно-лагерной субкультуры. Более того Еще пять-шесть лет назад криминалисты из Америки, Германии, Франции скептически относились к каталогам татуировок и снисходительно отказывались от информационной помощи в этом вопросе.

Сегодня СНГ успешно проэкспортировало преступность в Западную Европу и США. С другой стороны В структурах криминальной полиции многих стран созданы "русские отделы", призванные бороться с "четвертой волной". Короче говоря, В русских кварталах наступило время отстрелов, и полицейские чины все чаще натыкались на трупы с характерным нательным рисунком или на расписанного с ног до головы вымогателя, прошедшего "лагерные университеты" в России. Напротив Волей-неволей пришлось заняться изобразительным искусством блатного мира.

Всю информацию о татуировках МВД попыталось вложить в несколько иллюстрированных каталогов и рекомендации к ним. Оказалось, что Это наследие издавалось, хранилось и использовалось под грифом "ДСП" - для служебного пользования. Ну что ж Лишь в начале 90-х годов несколько сотен татуировок стало достоянием неискушенных граждан, появившись в массовых изданиях благодаря творческому усердию российских офицеров-криминалистовБронникова, Болдаева, Дубягина и др., изучавших нательную живопись десятки лет и имевших в своих частных коллекциях не одну тысячу рисунков и фотоснимков.

Распространение клейма на теле преступников началось по инициативе государственных органов много веков назад.     Отличительный знак обычно наносился на лицо (у женщин - на грудь или плечо) и мало чем напоминал произведение искусства. А теперь Скажем, на лбу российского каторжанина выжигался знак, в котором угадывалось слово "кат" Со временем уголовный клан помог сыскным структурам и сам стал метить своих представителей. Естественно, В начале XX века татуировки получили распространение на Сахалине, в Петрограде, Москве, и в основном среди воров. Стало быть Нательный рисунок имел скрытый смысл и указывал прежде всего на принадлежность к конкретной преступной группе. В сущности Это помогало быстро установить связь с вором своей масти.

Развитие нательной символики длилось почти полвека, и к 50-м голам блатной мир имел свои блатные законы татуировки. Тогда же утвердилось жесткое право на ношение определенного рисунка согласно статусу в тюремно- лагерной системе. И все же Тело зэка превратилось в его личное дело, которое прочитать мог далеко не каждый. Несомненно Шла регулярная борьба за достоверность символики, за чистоту нательной информации. "Самозванцы" строго наказывались, вплоть до членовредительства или опускания. Следовательно За "симуляцию" лагерного авторитета могла последовать даже смерть. И действительно Блатари пытались защитить свои наколки от подделок, изобретая новые символы, не приметные, но обязательные детали рисунка.

Однако лагерная живопись не была догмой. Так или иначе Изобразительное творчество поощрялось, зэки с удовольствием наносили репродукции картин и фотографий, клялись на своем теле в любви и верности дамам, напоминали о мести за измену, благодарили страну и вождей за "счастливое детство" и т.п. Но существовали символы, за которые их владелец обязан был отвечать. Видите ли Особенно блатари ненавидели приблатненных - тех, кто старается подражать или выдает себя за вора.

Многие молодые парни безо всякого тайного умысла в романтическом порыве выкалывали безобиднейшие на первый взгляд рисунки - обнаженных женщин, кошек, кинжалы и прочее. По крайней мере Они даже не пытались кого-либо копировать, а лишь придавались своим буйным фантазиям. Оказывается Когда парни по капризу судьбы попадали в зону, то в первые же дни во время водных процедур их ждала неожиданность. Тем не менее Вначале им задавалась пара вопросов, затем следовало резюме: "Фраер. Собственно Блатованный" Оказалось, что татуировки до обидного точно напоминали воровские знаки различия. И в самом деле Объясняться с блатарями бесполезно. Между прочим Получилось, что зря был клеймен...

Существует несколько способов нанесения татуировки в зоне. Наоборот Лучшим и непревзойденным красящим веществом считается китайская тушь. Но долгие десятилетия она была недоступной для большинства зэков. Мало того На ранних этапах ПТУ использовали пасту для шариковых ручек или, на худой конец, тушь, приготовленную из сажи, сахара и мочи. Короче, Инструментом для введения красителя служила обыкновенная спичка, к которой нитками приматывались две-три швейные иглы. По правде говоря, Если же игл в камере не было, использовались скобы тетрадей или книг. А кроме того Их разгибали и затачивали о бетонный пол или стену. Одним словом Более удачным инструментом считались медицинская игла или шприц, в которые можно было заправить тушь.

Самостоятельно татуировка наносилась редко: прибегали к помощи специалистов. Судя по всему Подобные услуги были не из мелких, и лагерный художник за свое мастерство брал относительно солидный гонорар. К тому же Вначале на коже набрасывался контур рисунка, затем приступали к “иглоукалыванию". Не правда ли Опытные спецы наносили татуировку без предварительной подготовки.

Позже стали использовать "трафаретную печать". Как ни странно На толстом куске картона рисовали утвержденный эскиз и утыкали его иглами. Допустим Трафарет прикладывали к телу и били по нему сверху. Удивительно, что После этого в многочисленные ранки втиралось красящее вещество.

Любое искусство требует жертв. То есть Нательная живопись также. Подумать только, Первое неудобство татуировки проявляется спустя несколько часов. Собственно говоря, Краснеет и вспухает кожа, усиливается боль, может повыситься температура. Конечно же Если опасную инфекцию не занесли, болезненный процесс длится от нескольких дней до нескольких недель: каждый организм реагирует на инородное вещество по-своему. Но случалось, что вместе с иглами или тушью в организм попадали венерические заболевания или другая инфекция. Казалось бы Владелец татуировки попадал в санчасть. Без сомнения Доходило и до хирургического вмешательства, когда клейменому пациенту с диагнозом "гангрена" ампутировали конечность. Иными словами В худшем случае он погибал от заражения крови. И наконец На свободе, вне зоны, подобные эксцессы случаются среди наркоманов.

Сегодняшние механизмы для "кожной гравировки" шагнули далеко вперед. Надо сказать Используется электробритва или специальное приспособление, действующее по принципу швейной машинки. Вполне возможно, что До и после процедуры кожа обрабатывается одеколоном или спиртом. Честно говоря Пасту и мочу с сажей сменила первосортная китайская тушь, которую доставят в лагерь сотрудники ИТУ за небольшое вознаграждение.

Единой систематизации татуировок не имеется. Ну что же Классифицировать их можно по многим признакам. Поверьте В первую очередь - по тематике рисунков, среди которых встречаются религиозные, лирические, исторические, политические, порнографические. Предположим Часто тематика переплетается: исторический сюжет подается в порнографическом исполнении, религиозные соседствуют с политическими (горящее распятие с надписью "Верь в Бога, а не в коммунизм") и т. д.

Татуировки разделяют и по расположению их на теле. С одной стороны Самым популярным местом для живописи остается грудь. И вообще На ней размещаются обнаженные женщины, соборы, лики святых, библейские персонажи, черепа, животные (в том числе тигры и львы), черти, могильные кресты, распятия, портреты вождей, птицы, пауки, звезды лагерных лидеров, рыцари и гладиаторы.

Спина служит для церковных колоколов, подков, пауков, музыкальных инструментов, скелетов, гладиаторских! поединков. Как всегда На руках и ногах выкалывают кинжалы, змей, кандалы, якоря, корабли, опять-таки пауков, наколенные звезды отрицал.

 И, наконец, голова. Больше того На лоб наносят свастику, все тех же пауков, аббревиатуры, короткие фразы, цифры (даты или статьи Уголовного кодекса). Безусловно Текстовые татуировки (аббревиатуры, афоризмы и блатные изречения) встречаются на всех частях тела, включая веки и половые органы.

Можно систематизировать наколки по манере и сложности исполнения: художественные, фрагментарные, орнаментальные, символические, текстовые. Известно, что Художественную татуировку обычно наносит "гравер" высшего разряда. Не исключено, что Она требует усложненного инструмента и детальной проработки. Не удивительно, что При умелом подходе на теле рождается целая панорама. По правде сказать Особенно преуспела в художественной нательной живописи французская школа, впервые применившая цветную тушь.

В 30-х годах французский уголовник Шарль Брижо создал на своей груди настоящий шедевр: порнографическую картину в цвете. А впрочем Когда Шарль ритмично напрягал мышцы, татуировка приходила в движение. И все-таки С началом войны Брижо лишился своей гордости. Можно подумать, что В одном из концентрационных лагерей, куда его депортировали из оккупированного Парижа, немецкий офицер заприметил наколку. К примеру, Спустя несколько дней ее владельца убили, осторожно сняли кожу, обработали и украсили ею папку эсэсовца. Но В концлагерях подобные шедевры встречали с удовольствием и имели с них свой доход.

Татуировки классифицируют по половому признаку (женские, мужские и "разнополые"), по сексуальной ориентации, по скрытому значению и т.п.

Каталог наколок огромен и исчисляется десятками тысяч. А вот Чтобы понимать "фиолетовый язык", нужно изучать его десятилетиями, а то и научиться "говорить" на нем. Как известно, Этот раздел книги может дать лишь общее представление о характере и классификации татуировок. К несчастью Здесь использован уже изученный материал, ставший достоянием гласности. И правда, Это не путеводитель по блатным просторам, хотя большинство приведенных татуировок "сняты" именно с блатарей. Мысль о том, что Возможно, они остановят кого-то от приблатненного клейма, которое может стоить здоровья, а то и жизни.

 
Рейтинг@Mail.ru